Игумен Петр (Мещеринов): осознать всё это и готовиться к разворачиванию трагедии…
2008 року, коли за опитуванням у Росії Сталін увійшов у трійку найвидатніших діячів, в Інтернеті буквально вибухнули обговорення позиції Архиєпископа Іларіона (Алфєєва) щодо цієї особи, висловленої в інтерв’ю журналу «Експерт».
Газета «Голос Православ’я» подала відповідний уривок і реакцію на нього, яка є занадто типовою, стандартною, навіть модною…
Як підсумок, до якого варто дослухатися, — пророча стаття ігумена Петра (Мещеринова) з приводу тенденцій і майбутнього Росії та її Церкви, опублікована на сторінці в «ЖЖ»… яку тут-таки прикрили.
Подаємо всі три тексти.
Архиеп. Иларион (Алфеев): «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом»
Константин Мацан, Николай Силаев
— Недавнее выступление патриарха Кирилла, посвященное победе в Великой Отечественной войне, вызвало довольно острую критику — в том числе людей, приближенных к околовластным кругам. Патриарха критиковали за то, что он оценивает победу как чудо, а тяготы войны — как расплату за богоотступничество. Патриарха критикуют также за то, что он недостаточно оценил роль Сталина и большевиков. В какой степени вы готовы противостоять подобной критике?
— Я готов ей противостоять и, более того, готов вызвать волну критики в свой адрес, высказав свое собственное мнение о Сталине. Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.
Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер.
Отрывок из интервью журналу «Эксперт»
Открытое письмо доктора политологических наук В. Б. Павленко архиепископу РПЦ МП Илариону
«Ваши высказывания о Сталине — не просто возмутительные и бестактные. Они — дискредитирующие и провокационные…»
Преосвященнейший Владыка!
Не могу не высказать своей позиции — как прихожанина и гражданина — по Вашему интервью и прозвучавших в нем оценках деятельности И. В. Сталина.
Ваше мнение — это Ваша личная точка зрения. Она может быть какой угодно. Но, выступая в ранге духовного лица, представителя высшего священноначалия, Вы не имеете право поступать необдуманно — так, как поступили Вы.
Между тем, Ваши высказывания о Сталине — не просто возмутительные и бестактные. Они — дискредитирующие и провокационные.
По злой иронии судьбы дискредитации подвергается не Сталин — его авторитет и сегодня огромен. И даже не Вы лично — человек, позволяющий себе высокомерно игнорировать мнение и чувства соотечественников, включивших Сталина в тройку ведущих исторических деятелей России за всю ее историю. Употребляющий для публичного оскорбления и поругания вождя самые низкие, площадные выражения, свойственные более не церковному иерарху, а безбожным телевизионщикам, выдающим сведение со Сталиным собственных семейных счетов за некое «историческое откровение».
Дискредитации Вашим самонадеянным и не продуманным поступком, к сожалению, подвергается тысячелетний авторитет Русской Православной Церкви, который Вы, Преосвященнейший Владыка, размениваете на позывы текущей (как Вам кажется) политической конъюнктуры.
Не имею права не подчеркнуть особо, что память Сталина Вы оскорбляете не когда-нибудь, а в канун всенародного поминовения жертв Великой Отечественной войны, а также Недели Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. А также в день своего тезоименитства, на фоне направленных Вам поздравлений с этим событием в Вашей жизни Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, пожелавшего Вам, помимо всего прочего, еще и МУДРОСТИ.
Кто дал Вам — православному иерарху — право плевать в отечественную историю, унижать и вытирать ноги о тех, кто считал и считает Сталина выдающимся государственным и историческим деятелем, немало сделавшим в том числе и для восстановления авторитета традиционных ценностей?! Занимавшимся этим еще с середины 1930-х г., с ликвидации Коммунистической академии, введения почетного звания «Герой Советского Союза», наконец, с ликвидации так называемой «ленинской гвардии» и т.д.
Или Вам, уважаемый Владыка, ближе Троцкий — с его идеями всемирного «костра» мировой революции, охапкой хвороста в котором должна была послужить Россия, избавленная от подобной участи именно охаиваемым Вами Сталиным? Если нет, то зачем Вы превозносите троцкистских маршалов во главе с Тухачевским, предавшим, кстати, в свое время русского царя из-за обиды за неполучение Святого Георгия?
Вам не известно о контактах Троцкого с Гессом, о его инструкциях в Союз Радеку, смыслом которых была подготовка раздела нашей страны в пользу Германии, Японии и других держав в обмен на помощь гитлеровцев в свержении сталинского режима? Подобное незнание непозволительно священнослужителю Вашего уровня! Тем более, непростительно преднамеренное замалчивание и игнорирование определенных исторических фактов, их передергивание, использование «двойных стандартов», более свойственных не Православию, а иным, преимущественно секулярным культам и традициям.
Вам, Владыка, идеи академика Сахарова ближе наследия Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, Святейшего Патриарха Алексия I и других архиереев, заслуги которых перед Россией, ее историей и Церковью даже отдаленно несопоставимы с Вашими?
Не могу в связи с этим не задать Вам вопрос, послуживший лейтмотивом хорошо известной исторической речи: «Это — глупость или предательство?».
А, может быть, это — политический заказ определенных сил, которые сегодня вовсю аплодируют Вашим инвективам?
Кстати, применяемое Вами, Владыка, противопоставление народа и власти — излюбленный прием глобалистов любого толка. И исторические параллели, вроде «превращения империалистической войны в гражданскую», здесь напрашиваются сами собой.
Симптоматично: уподобляясь Хрущеву, начавшему с борьбы против «культа личности», а потом перекинувшего свои интеллектуальные усилия на ревизию сталинского наследства во взаимоотношениях государства и Церкви, Вы от Сталина плавно переходите к критике царя-великомученика Николая Александровича. Отдайте себе отчет, Владыка: много ли верующих готовы согласиться с высказанной Вами точкой зрения об «огромной дистанции, разделявшей царский дом и народ» и о «невозможности воссоздания дореволюционной ситуации»? Может ли современный священник, хорошо знакомый с тем, куда завели Русскую Православную Церковь конъюнктурные реверансы Временному правительству, не быть монархистом?
Так тема Сталина в отечественной истории причудливо переплетается с темой монархии — с позиций как исторической ретроспективы, так и, уверен, перспективы.
Преосвященейший Владыка!
Иларионы приходят и уходят. Остаются Вера, Церковь, русский народ и Россия — наше Отечество. Православная традиция пережила и изжила из себя многое. Даже грех иконоборчества.
Переживем и это.
Честь имею!
В. Б. Павленко,
доктор политологических наук,
полковник запаса
Игумен Петр (Мещеринов): К власти в России придут фашисты
Нравственное состояние моих соотечественников нисколько не становится более христианским и церковным — во всяком случае в период, прошедший с момента выхода моей статейки про 1937-й год два года назад. Изо всех сил защищается Сталин. Почему бы это?
Рискну предположить, что не сама личность Сталина — законченного людоеда и антихристианина — защищается. И не сталинское время, в которое, я думаю, реально не захотел бы жить ни один из сталинских апологетов. Защищается нечто своё, личное, родовое, семейное, культурное, социальное, национальное и общественное, что увязывается с этим именем. Каждый из оппонентов отстаивает, в конце концов, себя.
И это очень характерно. Что такое народ? Народ — это некое отвлечённое среднее арифметическое дел, мыслей и сердечных расположений людей. Это среднее арифметическое определяет и общественные настроения, и, в конце концов, действия власти. Сердечные же расположения и мысли народа и власти сегодня таковы, что заставляют констатировать уже очевидно невротическое, глубоко болезненное, исполненное комплекса катастрофической неполноценности, и уж во всяком случае, чрезвычайно далёкое не только от христианства, но и от элементарной этики состояние народного сознания.
Коль скоро нравственный тренд людей, а вслед за ним и народа, а следственно, общества и власти, таков — то, рассуждая в библейской парадигме, нам следует ждать вот чего.
Очевидно, что нам предстоит распад страны. Кавказ и Дальний Восток, Калининград, а может быть и национальные республики, рано или поздно отпадут от России. Но эти центробежные процессы только ускоряются сегодня внешнеполитическим курсом нашей власти. (Ещё раз подчеркну: власть — концентрированное выражение настроения народа, а народ — совокупность мнений, мировоззрения и дел большинства отдельных русских людей.) Сегодня мы наблюдаем явное стремление России отделиться от западного мироустройства и водить дружбу с Ираном, Северной Кореей, Венесуэлой — то есть теми странами, которые подчёркивают своё антизападничество. Но ориентация России на Китай и Азию под антиевропейское улюлюканье народа — выход из парадигмы христианской цивилизации. Получается, что мы вопим о своём христианстве, а не деле геополитически от него явным образом отказываемся. То есть — это потеря не только территорий, но и самого стержня существования отечества как христианской (или хотя бы пост-христианской) цивилизации.
Если говорить о внутренней политике, то очевидно нас ждут социальные потрясения. Самым же страшным их результатом будет вот что: как ни пакостна современная власть, но в результате озлобления народа к власти придёт полный отстой — фашистско-националистический «Шариков».
Так что будущее России трагично.
Но Бог с ней, с Россией. В конце концов, мне до неё (как, впрочем, и до всех других стран) особого дела нет — ведь у меня, как у христианина, Вид_на_Жительство в Небесном Царстве… Что будет с нашей Церковью?
Первое. Рассуждения о Сталине и геополитике в устах православных демонстрируют, что руководствуются они чем угодно, но только не христианскими соображениями. В конце концов, для них очевидно дороже «Величие России», чем прямые евангельские заповеди.
Второе. В интернет-откликах связка «архиеп. Иларион — прот. Георгий Митрофанов — автор этих строк» (лично мне чрезвычайно лестно оказываться в такой компании) объявляется ничтожной, маргинальной, антикультурной, антироссийской кучкой русофобов; а большинство же русских православных мыслят иначе. Думаю, что это соответствует действительности. Что же! слава Богу. Христиане — малое стадо… Но из этого неумолимо следует, что в будущем нашу Церковь ждёт острое прояснение, who is who. В результате этого прояснения (отнюдь, боюсь, не виртуально-дискуссионного, а вполне себе реального, бессмысленного и беспощадного) выяснится со всею ясностью, что христиан крайне мало, и что нынешнее русское православие как Церковь Христова — дутая величина, потому что дороже всего на свете русским православным культурные достижения советской эпохи, сталинская архитектура, ядерная бомба вместо сохи, величие державы и прочее, прочее, прочее. Элементарный вопрос — как ко всему этому отнёсся бы Христос — не приходит в голову.
Но что же? — спрашивают меня, — вообще ничего что ли хорошего не было? а вот ты образование получил бесплатное; социалка была… и проч. — Сама такая постановка вопроса показывает, что вопрошающие находятся вне евангельского, а следовательно, и церковного контекста. Да, с точки зрения Евангелия всё это — именно ровно ничего, и даже не ничего, а отрицательная величина. Я уже писал, что нельзя Гагариным уравновешивать ГУЛАГ. Нельзя забывать, что на другой чаше весов сталинского ампира, плохого всеобщего образования и уравнительной социалки — сатанинское безбожие и миллионы человеческих жизней. Характерно обсуждение православными христианами цифры погибших — как будто от этого меняется нравственная оценка, как будто не для православных сказано Господом в Евангелии о сравнительной цене души и всего мира…
Так же, как из мнений и чувств людей складывается народ, так же из мнений и чувств православных христиан складывается Церковь в её человеческой части. И то, что многие нынешние православные считают нравственно возможным сравнивать чудовищные, вопиющие к небу злодеяния и какие-то жалкие «блага» и «величия» мира сего — тревожнейший симптом. Это значит, что то, чем мы кичимся — наше православие — реально не является христианством, если судить по мировосприятию непосредственных носителей этого самого православия. А раз так — то и привет. Где лаодикийская церковь? сардийская? пергамская? там же и русская будет…
Всё это, я считаю, уже оформившийся тренд. Я не знаю, что могло бы заставить людей переменить свои взгляды. Значит, ждём. Недолго осталось, похоже. И Россия, и её церковная часть будут наказаны. Россия — за свою омерзительную распальцовку, ложь, нечеловеколюбие, гордость, глупость, наглость, поклонение золотому тельцу. Церковь русская (в лице многих православных) — за то, что встроилась целиком в этот вариант падшего мира сего и прониклась его смертоносными стихиями. То, что это именно так, показывает реакция этих самых многих православных на подлинно христианские, евангельские и церковные слова вл. Илариона и на любые попытки обсуждения этой темы с евангельских позиций.
Что делать? А что делать, уже поздно… Делать — осознать всё это и готовиться к разворачиванию трагедии…
Игумен Петр (Мещеринов)
[…] и очевидцев — Во все века сжигали люди на кострах.(с) «Осознать все это и готовиться к разворачиванию тра… (1 Comment |Comment on […]