Поздравительное послание патриарху Московскому Кириллу
Святейшему Патриарху Московскому Кириллу
Ваше Святейшество!
В нынешний день Вы стали шестнадцатым Московским Патриархом. По неисповедимому смотрению Божию Вам выпало унаследовать престол Московских Первосвятителей, Вы призваны стать не столько великим господином, сколько отцом для многих архипастырей, пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, а также собратом и сослужителем Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
По случаю этого события Вы получили и продолжаете получать множество поздравлений и благопожеланий. К ним хочу присоединить и свои пожелания Вашему Святейшеству мудрости и благодатной помощи в несении Первосвятительского креста. Пусть Господь наставит Вас на путь правды и даст духовную силу противостоять многочисленным искушениям, подстерегающим облеченных властью.
Перед началом патриаршего служения Вы совершили благое и душеполезное дело — помолились перед гробами своих предшественников патриархов Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II. Пусть каждый из этих гробов напомнит Вам о том, что время патриаршества пройдет быстро, слава и почести покроются могильным камнем и Вы, как и они, и мы все, предстанете на Суд перед Престолом Божиим.
Никому не ведом Промысел Божий, в руке Его жизнь и смерть великих и малых, и «аще весь мир преобрящем, и тогда во гроб вселимся, идеже вкупе царие и нищии». Поэтому желаю Вам каждый день своего служения провести так, как последний день жизни, собирая свое сокровище на небе, а не на земле, быть во всем слугою, а не повелителем, отцом, а не господином, пастырем, а не властителем. Желаю Вам быть истинным служителем Христовым и Его рабом. Помните, Ваше Святейшество, что Вы — монах, и призвание Вас к патриаршеству — не награда за понесенные труды, но тяжелое и ответственное послушание. Послушание, окруженное множеством внешних знаков величия и уважения — этими опасными для каждого монаха искушениями.
Чаще вспоминайте, владыко, что Саул был призван Богом к царствованию над Израилем — но царствование его оказалось неугодным Господу. Что Соломон был наделен мудростью больше всех людей — но это не уберегло его от грехопадения. Что Боговидец пророк Моисей за одно лишь проявление отчаяния лишился радости войти в землю обетованную, брат его Аарон множеством народа был принужден соорудить идол золотого тельца, а первосвященник Илий был наказан за грехи его сынов.
Так и на Вашем поставлении Московским Патриархом лежит рука Божия — но от делания Ваших рук будет зависеть, награду или осуждение Вы примете. Вы наделены многими талантами — но помните, что они не Ваши, а Божии, и если их истратите не на Божье дело — знаете, какой суд ожидает таковых. Вам предстоит руководить великой Русской Церковью — но да не попустит Вам Господь искушения руководить ею согласно своего разумения, а не Его воле. Не забывайте, что Вы — не служитель мира сего, и любовь к своему народу, его державности, истории и славе, принуждение власть предержащих или пожелание множества людского — не оправдание отступлению от Истины.
Помните, что и судивший Христа Каиафа был, как «архиерей лету тому», наделен даром пророчества, а ветхозаветный Синедрион был то же, что нынешние Синоды и Соборы. Вспомните судьбу вашего предшественника — осужденного Собором в угоду царю священномученика Филиппа, перед мощами которого вы молились в день его памяти. Вспомните осужденного Синодом и прославленного Вами святителя Арсения (Мациевича). Не ищите канонов и обычаев для оправдания неправды, потому что лукавый поможет найти их, но от этого неправда не станет законной.
В эти дни многие будут говорить Вам то, что приятно человеческому слуху. Я же могу позволить себе сказать Вам то, что не так приятно, но, надеюсь, будет полезно. К этому меня понуждает долг того, кто возлагал на Вас руку в архиерейской хиротонии. К этому меня обязывает наше прошлое сотрудничество и сослужение. К этому меня призывает любовь к Вашему почившему духовному наставнику митрополиту Никодиму, трудами которого и я был призван на архиерейское служение и поставлен на Киевскую кафедру. К этому меня подвигает желание блага Русской Церкви, служению которой я отдал почти пятьдесят лет своей жизни.
К сожалению, Вы, владыко, председательствуя на прошедшем Поместном Соборе, оставили без рассмотрения решения Собора УПЦ 1–3 ноября 1991 г. о ее автокефалии, хотя Архиерейский Собор РПЦ 31 марта — 4 апреля 1992 г. внес рассмотрение этого вопроса в повестку Поместного Собора. Без внимания Вы оставили и подписанное мною от имени нашей Церкви и одобренное Священным Синодом обращение к Поместному Собору по вопросу автокефалии УПЦ.
Вы должны осознать, что создание автокефальной Украинской Православной Церкви — не моя личная воля и не воля отдельных политиков. Такова воля большинства верующего украинского народа, подтвержденная решениями Собора УПЦ 1–3 ноября 1991 г. и самим бытием нашей Церкви. 90 лет Украинская Церковь борется за свою автокефалию — и хотя бы это одно уже свидетельствует о том, что этот вопрос не можно игнорировать, ожидая, что он разрешится сам собою.
Вы можете утверждать, что не все в УПЦ желают автокефалии и по этому вопросу нет полного единства. Однако Вы сами сочли возможным стать Предстоятелем Русской Церкви, хотя не все члены Архиерейского и Поместного Соборов желали этого. Так что отсутствие в УПЦ полного единомыслия по вопросу автокефалии — лишь повод для отказа, но не его причина.
Не уподобьтесь Синедриону, искавшему предателей среди учеников Христовых и с радостью заплатившему нашедшемуся Иуде 30 сребреников. Ведь ранее искушенные посулами и отпавшие от нас архиереи и священники нисколько не повредили единству нашей Церкви — напротив: как отпавший Иуда избавил от скверны лик апостольский, так и эти. Достаточно вспомнить печальную участь бывшего митрополита Антония Масендича, чтобы понять, что Московскому Патриархату не было от его предательства никакой пользы при его жизни, а ему нет никакой пользы от этого после смерти.
И не стоит полагаться на то, что ныне Русская Церковь многочисленна и влиятельна, поддерживаема властью и уважаема Вселенским Православием, а наша Церковь разделена и искусственно изолирована от общения с другими Поместными Церквами. Это не дает Русской Церкви право, под видом священнодействия, распространять надменность мирской власти (см. 8 правило III Вселенского собора), единство Церкви во Христе и через Христа подменять административным единством, а под видом борьбы с украинским национализмом проповедовать, распространять и укоренять русский великодержавный шовинизм.
Ведь может статься так, что и от вас, как сейчас от нас, отвернутся многие, влияние получат противные вам силы, власть обратится против вас и братские Церкви не смогут или не пожелают вам помочь. Представьте такую возможность, вспомните не такую уж давнюю историю Русской Церкви, поймите нашу боль. Не уподобляйтесь священнику и левиту, оставившему израненного без помощи. Не станьте безумным богачом, полагающим свою надежду на богатство и остающимся безучастным к страданиям Лазаря.
Вспомните, что именно Ваш наставник и духовный отец, приснопамятный митрополит Никодим, путем признания Американской митрополии автокефальной Церковью преодолел многолетнее ее разделение с Русской Церковью. Именно он был инициатором отмены Поместным Собором клятв на старые обряды, что открыло путь к диалогу между Московским Патриархатом и старообрядцами. И сами Вы немало потрудились в деле преодоления разделения Русской Церкви. «Вменив, яко не бывшее» все, что мешало объединению Московского Патриархата и РПЦЗ, Вы открыли путь к утерянному в 20-х годах прошлого столетия единству РПЦ.
Используйте сейчас этот опыт для преодоления разделения в Украинской Церкви. Найдите в себе силы предать забвению разделяющие Украинскую Церковь постановления Архиерейского Собора РПЦ, принятые в июне 1992 г. и феврале 1997 г. Признайте автокефалию Украинской Церкви, как раньше Вашими предшественниками были признаны автокефальными Грузинская, Польская, Чехословацкая и Американская Церкви. Вряд ли эти решения будут угодны власть имущим, но ведь власть имущим были не угодны и Ваши предшественники святители Московские Филипп, Иов, Гермоген и Тихон.
Мало у меня надежды на то, что это послание повлияет на Ваши решения и действия, но долг собрата обязывает меня посредством письма обратиться к Вам. Поэтому свою надежду я возлагаю на Сердцевидца Господа, могущего и невозможное сделать возможным.
Желаю Вам, Святейший Владыка, свой патриарший путь совершить узкой и тернистой дорогой, ведущей в жизнь вечную, и не искуситься дорогой широкой, манящей в погибель!
С искренней любовью во Христе
Патриарх Киевский
и всея Руси-Украины
г. Киев