Додаток 3
НА КРУГИ СВОЯ
РУХ против Православия
Заявление Митрополита Агафангела
В последнее время наш современник уже, наверное, привык, что всё вокруг становится «с ног на голову». Всё ненормальное становится как бы нормальным, а нормальное объявляется ненормальным. Заново переписывается история, пересматривается литература, наспех создаётся культура (хотя обычно она создаётся не десятилетием и даже не одним столетием). Пожалуй, только в православной вере все, что соприкасается с канонической Православной Церковью, сохраняется в богоустановленном порядке. Поэтому против канонического православия в Украине ведётся необъявленная война.
Совсем недавно появилось Заявление Одесской областной организации Народного Руха Украины, подписанное председателем этой организации Г. Могильницкой. В этом Заявлении руховцы излагают, по сути дела, свою программу уничтожения канонического Православия в нашей стране.
Националистов раздражает, что я, митрополит Одесский и Измаильский, твердо стою на позициях канонического православия, сохраняя его чистоту. В Заявлении руховцев всё построено по принципу: чтобы обвинить невиновного, на него часто возводится ложь и клевета. Так, каноническая Украинская Православная Церковь обвиняется в том, что ею как будто бы «совершается систематическая агитационная работа, направленная на деконсолидацию и распри в украинском обществе, на противостояние одной части граждан» (верующих УПЦ МП, УАПЦ, УГКЦ) против верующих канонической Украинской Православной Церкви.
Как они обиженно высказываются в Заявлении о греко-католиках, мол, несправедливо о них сказали, что они «не могут являться истинными патриотами нашего православного отечества». Да, история показала и ещё, может быть, покажет, что перемена политической ситуации оборачивается синдромом предательства и ненависти униатов к своим соотечественникам.
Чем как не разбоем можно назвать и действия националистов в Западной Украине в начале 90-х годов XX века при насильственном захвате ими православных храмов? Может быть, Могильницкая забыла, что они творили в Самборе?
Во время прошедших десяти лет в украинских СМИ православные люди канонической Украинской православной Церкви были обзываемы «москалями», «пятой колонной Москвы». Всё это свидетельствует о том, то украинские националисты формируют в гражданах Украины враждебное отношение к верующим Украинской Православной Церкви. Это, скажем словами самой же Могильницкой, «посягательство на право граждан Украины исповедывать свою веру в свободно выбранном обряде, пропаганда межрелигиозной вражды, что является грубым нарушением основного Закона нашей Державы — Конституции Украины (ст. 35, 37) и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 4.5.6). Оскорбление православных христиан «является оскорблением достоинства граждан Украинской державы, а потому — нарушением ст. 28 Конституции Украины». «Такие действия не могут быть расценены иначе, как призыв к насилию и угроза национальной безопасности Украины (ст. 37 Конституции Украины «беспрепятственно совершать религиозные культы, вести религиозную деятельность»).
С каких пор для непомнящих своего родства националистов церковнославянский язык стал «непонятным» и чужим? Корни слов русского и украинского находятся в церковнославянском языке. Украинский язык даже менее «удалился» от церковнославянского, нежели русский. И потом главное: в этом вопросе не следует смешивать Божественное с человеческим, церковное с мирским, духовное с душевным плотским.
Пани Могильницкая не может «мириться» с понятием «общей колыбели» нашего народа, пожеланиями к единению славян, возрождения «неделимой Святой Руси». Но очевидным и исторически неоспоримым является то, что наши предки, населявшие некогда Киевскую Русь, были и всегда именовались именно людьми русскими.
Ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Германии никому в голову не приходит называть католическое духовенство «римским» или «итальянским». Почему же украинские националисты называют нас, граждан Украины, «московским» духовенством?
В конце XX и в начале XXI веков благословил Господь послать ещё одно испытание Святому православию. Мы стали свидетелями трагедии потрясающих политических, социальных и духовных перемен.
Большинство наших соотечественников, сограждан, силою прежнего тоталитарного режима оторванных от своих духовных корней, были застигнуты врасплох непредвиденным развитием и быстротой, поистине, исторических перемен.
На карте мира появилось сразу пятнадцать новых государств, граждане которых на протяжении семидесяти трех лет жили в одной стране, которую называли Отечеством, которую всем миром защищали во время Великой Отечественной войны.
В этих странах в одночасье изменились условия жизни и обстоятельства политического социального устройства. Была объявлена демократия, но демократии, как и всему новому, нужно учиться. Демократия без духовного, патриотического и созидательного единения невозможна и легко может превратиться в анархию. Это сейчас ясно показали потрясшие весь мир события, которые произошли в Соединенных Штатах Америки. Там экстремизм и его крайнее, худшее направление — терроризм — проявил своё нечеловеческое обличие.
Наша Страна, наше Отечество, наша Родина — свободная Украина — теперь уже более десяти лет идет по пути нового социального строя.
Конституция нашей Страны декларирует многие права и свободы, принятые как образец справедливых отношений во многих странах мира. Среди этих прав и свобод наиболее ценным является свобода вероисповедания — свобода души человеческой веровать, поклоняться, служить Богу в своей культурной традиции и на своем родном — национальном, духовном и культурном поле.
Попытки мешать духовное и политическое бытие страны всегда приводили к печальным результатам. Особенно это касается случаев, когда отдельные экстремистские, стремящиеся к власти политические части общества, делали попытки влиять на дух нации и на Церковь народа.
В Украине, и это всем отчетливо ясно и понятно, Духом и Совестью нации всегда была Православная «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).
Мы веруем и исповедуем, что Святое Православие было и есть основой, сердцем и главным стержнем жизни украинского народа.
Все другие вероисповедания и конфессии, пришедшие к нам, в нашу страну, Украину, из-за рубежа, могут существовать и действительно существуют, потому что:
- во-первых, их последователи являются гражданами нашей Страны, имеют все права, должны выполнять свои конституционные обязанности в государстве;
- во-вторых, условием их пребывания в Украине является сохранение внутриполитического мира, признание и уважение веры большинства граждан Украины.
Попытки искусственного, политического, неканонического (незаконного) устройства религиозных альтернативных объединений, как бы они не назывались и в какие одежды они не рядились бы, приводят к дестабилизации жизни Православия, а значит и страны.
Основной задачей Украинской Православной Церкви является сохранение единства Святого Православия на Евангельской, Апостольской основе.
Ныне абсолютное большинство православных христиан не изменило святому православию, осталось преданными Матери-Церкви, которая взрастила нашу общую Мать — Страну Украину.
Украинская Православная Церковь вместе с Русской Православной Церковью и со всеми церквями-сестрами составляет Святое Вселенское Православие.
Наша Церковь и её Одесская епархия сохраняют лучшие традиции, чистоту вероучения и нравоучения, поэтому все наши послания, проповеди и поучения во всех возможных для нас формах направлены к единству всех конструктивных сил нашей страны, всех кто сориентирован на созидание, а не на разрушение.
Мы призываем всех к миру, добрососедству и взаимному уважению. «Честь и мир всякому делающему доброе» (Рим. 2.10).
В то же время, мы свидетельствуем, что Православие не может быть измерено политическими мерками и националистическим мировоззрением (не путать с национальными) и псевдо-патриотической оценкой (не путать с патриотизмом-любовью к своей Стране — Украине).
Наше государство развивается по законам международных отношений, а значит, зависит от них (например, от Всемирного Валютного Фонда). Мы не можем развиваться, находясь в изоляции. То же самое касается и Канонического Православия, которое имеет апостольскую преемственность, четкое обоснование в Божественном Откровении: Священном Писании и Священном Предании. Именно поэтому мы должны хранить чистоту Православия. Чистота веры — основа спасения и жизни во Христе.
Источник жизни и бессмертия, источник правды и мира, источник всех благ земных — наш Господь Иисус Христос, который основал Свою Церковь. В этом весь смысл стояния за Каноническое Православие.
Православный человек должен уважать право каждого гражданина иметь собственное видение своей страны, её устройства, политического и социального строительства. В этом смысле все граждане равны перед законом Украины. Никто не имеет права преступать закон — например, как это было в конце 80-х, начале 90-х годов в западных областях Украины — где силой, при явном попустительстве, а часто и содействии политических структур были практически уничтожены три некогда крупнейших епархии нашей Церкви. Где был Закон? Мы не хотим помнить зла. Мы хотим простить наших врагов, но только как граждан. В отношении же веры во Христа — Святого Православия — мы не можем пойти ни на какой компромисс. «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16.13).
Переход из Канонической православной Церкви в другую религиозную организацию разрешает Гражданский Закон Украины. Переход из одной партии в другую также разрешает Закон Украины.
Но Церковь и партия не одно и то же! Разница заключается в том, что церковь создал Бог, а партию, даже самую правильную и гуманную, создал человек. Ушедших из одной партии в другую называют предателями, а ушедших из Церкви — еретиками, раскольниками и отступниками.
Церковь не вмешивается в дела государственно-политические. Она по природе с государственным устройством, она вместе со всеми и в то же время ни против кого. Её чадами могут быть и действительно являются представители разных партий и направлений. Условием жизни человека в церкви является вера и жизнь во Христе по его Святым Законам — Канонам. «Живите достойно благовествования Христова», — говорит Слово Божие (Фил. 1,21).
Не пристало политикам, тем более некомпетентным в православии, рассуждать или делать политические заявления о каноничности или не каноничности в области веры, религии и Церкви Христовой. Единственной канонической, исторической и общенациональной церковью Украины является Украинская Православная Церковь. Такое наименование она получила от Матери-Церкви, такое наименование подтверждено официальным свидетельством всех Православных церквей — вселенского Православия.
Поэтому все, кто выступает против Церкви большинства украинского народа, а то могут быть представители раскольнических групп, партий и организаций крайнего толка, выступают против исторического наследия Украины.
Братья и сестры, сограждане, украинцы, будем любить свою Церковь и своё Отечество — нашу ласковую Мать-Украину, которая ныне страдает от плюрализма духа, который проповедуют некоторые партии.
Боль Православия в Украине ныне состоит в том, что так называемые «церкви» получили своё «бытие» от политических сил именно в исторический период становления — резкого изменения общественно-политических условий и образования Независимого Украинского Государства. Такие религиозные объединения сориентированы политически, а не духовно, они представляют собой не церковные, а политические организации. Поэтому фразеология их представителей наполнена экстремизмом, шовинизмом и национализмом.
Таким «деятелям» было бы полезно ознакомиться с историей Украины за последние пятьсот лет, с трудами одного из основателей Киево-Печерской Лавры преподобного Феодосия, великого Кобзаря и пророка Украины Тараса Григорьевича Шевченко, писателя Николая Васильевича Гоголя и многих других, которые ответят на вопросы: Кто мы такие? Чьи мы дети? Откуда мы?
Киевская Русь, наша Родина — Украина по природе Православная держава, граждане которой должны знать правдивую историю своей страны. Это и есть основа патриотического воспитания молодёжи Украины. Молодежь должна знать свои духовные корни. Одновременно с этим (а не в отрыве от этого) нужно учить её как себя вести с неправославными гражданами Украины и «гостями» миссионерами разных толков, которые часто агрессивно-прозелитически настроены против Канонического Православия, а значит против Украины.
Всем, кто сомневается, необходимо твердо усвоить, что между национализмом и патриотизмом — преданностью своему народу, своей Державе-Украине нет ничего общего.
Общепринятая позиция Православной Церкви — Вселенского православия — против национализма, который, по словам выдающегося православного богослова современности митрополита Швейцарского Дамаскина (Вселенский Патриарх) «всегда являлся худшей формой выражения национального сознания. Стимулом национализма, любого, является, конечно, не любовь его выразителей к своей нации, но скрытая ненависть против соседних государств» (Митрополит Швейцарский Дамаскин. Православие и мир. — Издательство Ливани Нэа Синора. — 1989. — С. 69).
Вмешиваясь в церковные дела в Украине, националисты мечтают создать «национальную», так называемую «единую поместную украинскую церковь». Они тужатся соединить не соединяемое, но «какое общение праведности с беззаконием? Что общего света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор.6, 14–15). Объединение с нераскаявшимися раскольниками грозит созданием в Украине духовного Вавилона. Разрушение экономики, производства, сельского хозяйства — ничто не сравнимо с тем, что готовят националисты — разрушение веры, ибо так называемое объединение будет, в сущности, являться уничтожением веры, Церкви, духовной жизни народа.
В конце Заявления пани Могильницкая лицемерно вспоминает о любви. Между тем националисты вот уже десять лет уподобляются Каину в братоненавидении, да и на деле убивая братьев по вере и по крови. А зверства УНА-УНСО? Это же настоящий фашизм! Каковы они? Говорить о любви и продолжать каиново дело! Откуда же такое прямо-таки зоологическое чувство ненависти ко всему русскому? С какой стати, вдруг, в одночасье, пользуясь параличом государственной власти в 1991 году и предательским беловежским сговором, некоторые стали со злорадством и непонятной мстительностью именовать всегда братскую Россию чужим государством? Они либо никогда не любили нашего Отечества, либо у них отшибло память: около тысячи лет тому назад преподобный Нестор Летописец, Киево-Печерский чудотворец, начал «Повесть временных лет» — первую летопись о нашем государстве со слов: «откуда пошла Русская земля». Запорожские казаки полагали жизни свои не за что иное, как за веру Православную и за землю Русскую. Сколько веков Украину — нашу землю именно русские люди освобождали от всяких татар, поляков, французов, турок, немцев.
Если бы не было Куликовской, Полтавской, Бородинской битв, если бы не воссоединение Украины с Россией в 1654 году, эта земля, возможно, именовалась бы польской, либо литовской, либо турецкой — какой угодно, только не украинской. А наши деды и отцы в Великой Отечественной войне разве делили друг друга на русских и украинцев? Умирая под Москвой, под Киевом, под Курском, под Сталинградом, они защищали родную землю!
Необходимо сказать, что на протяжении последних десяти лет в Украине могильницкими фальсифицируется история! Нельзя перекраивать историю по своему извращенному пониманию, лгать перед историей значит резать по живому. Наше историческое прошлое с Россией — едино! Откуда началась, по разумению националистов, история Украины? Невежеством является их утверждение, что в 988 году было крещение Украины, а не Руси.
Преподобный старец Лаврентий Черниговский писал: «наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — второй Иерусалим и мать городов русских. Киевская Русь была вместе с Великой Россией. Киев без Великой России и в отдельности от России немыслим ни в коем, ни в коем случае…»
Единая Русская Православная Церковь — это та нить, которая связывает наши народы крепче семейного родства. Как же разрывать Тело Христово ради призрачной идеи «национальной церкви»? Не молимся ли мы усердно всем русским святым — покровителям всего нашего народа?
Забвение и извращение своего прошлого — это предательство своих предков, это отречение от них. Без памяти прошлого нет будущего. Такой народ вырождается. Потомки не будут любить своей Родины, когда не будут знать своего прошлого. Злопыхатели воспримут суд истории и Суд Божий. Они хотят навязать национализм, причем национализм исключительно пещерный — вульгарный. Ненавидя братскую Россию и предавая страну Западу, они совершают предательство Родины и народа. Люди, обманутые ими, становятся «манкуртами» — «Иванами, не помнящими родства» своего. Искусственный национализм — это повязка на глазах нации, поэтому, чтобы ей не упасть в бездну, эту повязку необходимо с глаз снять. Какова «услуга» националистов в Украине? Ложь, которую они сеют в СМИ, видят наши недруги — западные страны, и это служит лишь поводом для насмешек над нами. «Исправители» истории, основав свою «концепцию» на этнографии, отрекшись от славной русской истории, мечтая быть тем, кем быть без России не могут, впали в самообольщение и вводят в это состояние всю нацию. Все-таки не любят они Украину, они не Украину любят, а себя, своё понимание мира и истории. В основе их миропонимания лежит принцип: «моя хата с краю…» Это именуется в политике сепаратизмом. Сепаратизм — это предательство общих интересов страны, народа. Это ведёт к вырождению личности, ибо человек рвёт связи с прошлым — ценности для самосознания народа. Дерево с подточенными корнями недолговечно. Оно какое-то время ещё стоит, затем перестаёт плодоносить, затем засыхает и падает. Националисты подрубают исторические корни нации. Под действием руховцев древо нации грозит рухнуть. В том, что они прожили десятилетие, им видится жизненность их идей. Между тем за прошедшее десятилетие изживался потенциал, накопленный веками ранее. А что дальше? Мы не хотели бы вмешиваться в политику, но общество необходимо предупредить: будьте внимательны — национализм для страны опасен. Вспомним хотя бы их противоправительственный путч в марте 2001 года…
Таким образом, рух — это «движение» к разрушению вековых православных святорусских исторических традиций, а коль будут разрушены эти столпы и скрепы нации, то это приведёт к разрушению, к вырождению и исчезновению нации в Украине, как таковой. Как раз вытравливание исторического национального самосознания в народах и превращение человечества в послушное стадо является целью христоненавистников в подготовке народов к приходу всемирного диктатора — антихриста.
Следует ещё сказать о том, что элементом апостасии (греч. — отступление от Бога) является глобализация. Она невозможна без разрушения традиционно сложившихся, веками христианских государств. А разрушение нашего православного государства и общности нашего народа достигается во многом через проявления национализма. Так, разрушением христианских государств и самосознания их народов, постепенно осуществляется «тайна беззакония» (2 Фес. 2,7). Ещё во время Первой мировой войны, когда русские войска вошли в г. Львов, в канцелярии митрополита Андрея Шептицкого был обнаружен тайный циркуляр — рекомендательная записка австрийскому правительству (Шептицкий надеялся, что Украина будет под Австрией или Германией, но Господь не допустил), где настоятельно рекомендовалось отделение Украины от России и части православных христиан в Украине от Российской православной Церкви. Заметим, что рекомендательная записка Президенту Украины с «проектом» создания так называемой «Единой» «поместной» церкви в Украине составлялась два года назад также греко-католиками, с пожеланиями в этой записке объединения сначала раскольников, затем последующей их интеграцией с униатами. В перспективе это грозит поглощением Православия католицизмом, то есть уничтожением Православия в Украине.
Очевидно эта православная позиция, к сожалению, не знакома руководителям Одесской областной (краевой) организации НРУ (Народного Руха Украины) и её «голове» Г. Могильницкой. Иначе они не стали бы сейчас, когда намечаются позитивные сдвиги в попытках уврачевания раскола в Украине, делать «Заявы» на всю Украину и ещё раз сталкивать верующих Канонической Церкви и не канонических организаций в Украинской Державе.
Являясь митрополитом Украинской православной Церкви, её представителем на переговорах о судьбах Православия в Украине, которые ныне ведутся в Швейцарии под омофором Русской и Константинопольской (Вселенской) Православных церквей, считаю:
- укрепление мира и согласия — религиозного, политического и социального — лежит не в мелочном «отцеживании комара» (Мф. 23, 24), не во вмешательстве в церковные дела невежественных в богословии лиц, а в добром отношении и уважении ко всем гражданам Украины, которые должны любить свою Родину, народ Божий.
Важно помнить — молитва и труд приближают к Богу, а конфронтация отдаляет от Господа и ведёт к хаосу и гибели.
Мир и согласие в обществе может быть достигнуто только твердым, честным, ясным пониманием слов Христа Спасителя: «Итак отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие» (Мф. 22.21).
Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский,
постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви
Пресс-служба «Единое Отечество»