Дом помещика Бойко в Харькове

На нецентральных улочках нашого города можно увидеть уникальные постройки и раритетные мозаичные полотна. Чтобы увидеть такое, многие харьковчане едут в столицу, либо за границу. Уникальных зданий с драматической историей в Харькове не перечесть, среди них — …дом помещика Бойко.

«Шкатулочка» с росписями Самокиша и Васильковского

Подъезд дома № 44 по улице Мироносицкой в дореволюционном Харькове называли «шкатулочкой». Более ста лет тому назад помещение расписали известные украинские художники Николай Самокиш и Сергей Васильковский. С тех пор «шкатулочка» пережила не одно преображение: ее не раз перекрашивали, снесли стеклянный купол и даже в советские времена неудачно пытались «реставрировать».

Приметное здание, памятник украинского модерна возвели в 1911 году для помещика Бойко, который был управляющим сахарозаводчика Павла Харитоненко (того самого, который собрал необыкновенную коллекцию Пархомовского музея). Бойко закупал произведения искусств для коллекции слобожанского сахарного миллионера, поэтому с многими художниками был знаком лично. С Васильковским приказчика судьба свела в Петербурге — там он приобрел дипломную работу молодого живописца. Когда Бойко разбогател, для росписи подъезда дома на Мироносицкой он пригласил уже известных на тот момент украинских художников. Изящный цветочный орнамент кисти Самокиша украшает целых два этажа лестничного пролета, а на одной из стен, вместо окна, был пейзаж Васильковского.

В 30-е годы прошлого века здание попало в ведомство НКВД, тогда же дом пережил первую перестройку: горе-зодчие снесли стеклянный купол-башню, благодаря которому в подъезде было светло, а еще достроили несколько этажей, побелили стены и закрасили росписи в подъезде. Картину Васильковского работники ЖЭКа просто уничтожили: полотно из-за перестроек запылилось и потемнело, и строители коммунизма его содрали со стены. Сейчас на том месте сохранился лишь фрагмент картины — маленький обрывок большого полотна.

В 70-ые годы киевские художники смыли слой побелки, под которым была верхняя часть росписи, и с тех пор орнамент был открыт. Поскольку работу Самокиша не отреставрировали и не законсервировали, настенная живопись сейчас разрушается. Отчасти — естественным образом или по вине жилищников (несколько лет назад в подъезде прорвало трубу, и рисунок на стене смыло), но в основном — благодаря некоторым жильцам дома № 44 по ул. Мироносицкой. Один из старожилов фактически отвоевал у молодых вандалов мраморную лестницу с чугунной ковкой, которую временные обитатели коммунальных квартир пытались разобрать на металлолом. Некоторые квартиранты и их гости поверх росписи известного художника оставляют свои автографы. По подсчетам специалистов, чтобы полностью восстановить уникальный орнамент Самокиша, необходимо около $20 000. Ни одна из организаций, к которым уже обращались харьковские художники, таких средств для реставрации не нашла. А ведь «шкатулочка» — это не только пример слобожанского модерна, но и последняя уцелевшая роспись Николая Самокиша. Дом мог бы стать одной из визитных карточек Харькова.

Автор?