Всеволод Николаевич Максимович

1894 — 23 апреля 1914

Украинский художник-авангардист начала XX века. Яркий и самобытный художник, один из ярчайших украинских представителей стиля модерн.

Максимович родился в Полтаве, в середине 1900-х годов брал уроки живописи у Ивана Григорьевич Мясоедова (30 сентября (12 октября) 1881 — 27 июля 1953), сына известного русского художника-передвижника Григория Мясоедова. Еще будучи студентом Академии художеств Иван Мясоедов увлёкся силовым спортом, учёбу он совместил с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Г. И. Рибопьера. Мясоедов был членом этого Атлетического общества и даже участвовал в соревнованиях.

Вернувшись после учебы в Полтаву, он активно писал и одновременно выступал в цирке как профессиональный борец и гиревик под псевдонимом Де Красац. В отцовском имении в Павленках под Полтавой художник создал художественно-философское объединение единомышленников под названием «Сад богов». Членом этого объединения стал и юный Максимович. Правда, в некоторых источниках это объединение называется не так «возвышенно», а как нудистский кружок атлетов-полтавчан или нудистская спортивная колония Ивана Мясоедова.

Творчество

С самого начала Максимович смело использовал в своем творчестве целый набор символистских художественных приемов. Видимо, участие в «Саде богов» повлияло на то, что главной темой творчества художника стали образы античности, воссоздающие архаический культ плодородности.
Максимович любил изображать многочисленные гирлянды из растительных узоров, которыми оплетены персонажи, похожие на олимпийских атлетов. Очень точную характеристику этим полотнам дал в своей статье об украинском модернизме «Перепутья» историк Джон Боулт: «Липкие щупальца его композиций охватывают освещенное янтарным светом пространство, заполоненное обезумевшими эфебами, порочными аполлонами, дионисийскими нимфами и сластолюбивыми аргонавтами».

В одном из источников я прочел, что Максимович учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где подробно изучал творчество украинских и польских художников — Степана Бакаловича, Вильгельма Котарбинского и Генриха Семирадского. Впрочем, эта информация, маловероятна в силу молодого возраста художника в конце 1900-х годов.

Доподлинно известно, что Максимович из Полтавы переехал в Москву, где продолжил образование в студии известного архитектора Ивана Рерберга, профессора Училища живописи, ваяния и зодчества, благодаря которому увлёкся символизмом и творчеством Врубеля. В Москве Максимович познакомился с М. Ларионовым, В. Хлебниковым, В.Каменским, К.Большаковым, сестрами Синяковыми, Н. Николаевой и другими художниками и поэтами-футуристами.

Расцвет творчества Максимовича и создание самых известных его работ приходится на период с 1912 по 1914 годы. Именно в эти годы художник написал картины «Автопортрет», «Поцелуй (Любовники)», «Пир» и «Карнавал».

Впрочем, историки пишут, что в работах Максимовича прослеживается также манера английского художника-графика Обри Бердслея (Aubrey Vincent Beardsley, 21 августа 1872 — 16 марта 1898), художников немецкого модерна Юлиуса Дица (Julius Diez, 1870-1957) и Томаса Теодора Гейне (Thomas Theodor Heine, 28 февраля 1867 — 26 января 1948), одного из основателей общества «Мир искусства» Константина Андреевича Сомова (30 ноября 1869 — 6 мая 1939) и его московских последователей — Николая Феофилактова и Василия Милиоти.

Личность

Как пишут историки, «оказавшись в тисках сумрачной повседневности, Максимович стремился во что бы то ни стало претворить в жизнь идею жизнетворчества, проповедуемого поэтами-символистами». Но на окружающих художник производил противоречивое впечатление — одним он казался независимым и романтическим денди, других — настораживал необычностью и экстравагантностью поведения. Историки упоминают даже о его творческой мании величия и «безнадежных попытках облачиться в тогу гения».

Участник футуристической группы «Мезонин поэзии» Борис Лавренев оставил удивительно неприятную характеристику художника, в своих воспоминаниях он написал: «Это был человек со страшной внешностью. У него было огромное, раздутое как автомобильная камера лицо, чудовищно толстые щёки, тяжёлая лошадиная челюсть. Видимо, он был не совсем нормален психически. Полотна, которые он писал, состояли из кружков и колец спутанных и переплетающихся, голубого, розового и зелёного цветов, похожих на груду отливающих радугой мыльных пузырей».

Всеволод Максимович вёл богемный образ жизни, увлекся наркотиками и алкоголем, «заигрывал» с ночной богемой Киева и Москвы. Такой образ жизни и эпатажное поведение вдохновляли художника на создание новых интересных полотен, но при этом обрекали его на саморазрушение.

Синематограф

В 1914 году девятнадцатилетнего провинциального юношу пригласили сыграть главную роль «художника-футуриста» в экспериментальной затее художника Михаила Ларионова — футуристическом фильме «Кабаре № 13».

Ближайший сподвижник М.Ларионова и свидетель съёмок С.Романович писал о фильме: «Стержень фабулы фильма заключался в том, что художник-футурист полюбил девушку так беззаветно, что забыл свои «футуристические обязанности». Каковы они были, точно неизвестно, но такое растворение в чувстве было найдено его товарищами недостойным. Он предстал перед трибуналом. Чем окончилась картина, я не помню, но в ней был один драматический эпизод: девушку, вероятно возлюбленную героя-несчастливца, выбросили обнажённую на снег. Для этого была организована поездка в Петровский парк после обильного снегопада. Разумеется, чтобы уберечь самоотверженную актрису (это была молодая балерина) от простуды, были приняты все меры — тёплые шубы, коньяк и т.д. Это было что-то вроде шуточной мелодрамы, на которую не смотрели серьёзно. Кроме того, так как играли в ней те, которым были не знакомы условия съёмки, а режиссуры в этом смысле не было, то многие кадры были сняты слабо, актеры жестикулировали слишком быстро и условия освещения были также малопригодны. Заканчивая картину финальным эпизодом, Ларионов ловил апельсины, которые в него бросали. Вообще это была шутка между серьёзными делами. Для этой кинокартины Ларионов разрисовал лица некоторых персонажей». Максимович для съемок фильма создал несколько гигантских панно для декорации футуристического подвала Кабаре № 13, историки считают, что они написаны под прямым влиянием ар-нуво Обри Бердслея.

В это время украинское искусство, представителем которого считал себя Максимович, получило известность сразу в двух столицах. В 1913 году по случаю празднования 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге и Москве прошли выставки «Русское народное искусство», основной целью которых было показать единство, а не разобщенность культур народов, населяющих Россию. Максимович также принимал участие в этих выставках, а после этого решил «замахнуться на персоналку» в Москве.

Самоубийство

Провал устроенной им весной 1914 года в Москве персональной выставки, не принятой друзьями, не раскупленной меценатами и коллекционерами, толкнул 20-летнего художника к самоубийству.
По другой версии самоубийство вызвала несчастливая безответная любовь. История этой любви рассказана в материалах, посвященных поэту Велимиру Хлебникову, который, также, как и Максимович, был влюблен в молодую поэтессу — футуристку Надежду Васильевну Николаеву (впрочем, тоже безответно!), печатавшуюся под псевдонимом Нада Эльснер.

Художник несколько раз писал портрет Николаевой. Один из них, написанный в цветовой гамме, похожей на картину «Девочка на фоне персидского ковра» М.Врубеля, находится в Череповецком краеведческом музее. Второй — «Сказочная царевна», находится в Киеве. На нем художник отступает от психологического реализма в область условного, сказочного сюжета. В пару к «Сказочной царевне» Максимович на основе своего единственного автопортрета написал картину «Рыцарь в лесу». Кроме того Надежда исполняла роль возлюбленной героя Максимовича в фильме «Кабаре №13», на съемках которого, скорей всего, Всеволод и влюбился.

Впрочем, статистика показывает, что в начале 1910-х годов среди футуристов было немало молодых самоубийц — в марте 1913 года застрелился поэт Всеволод Князев (1891-1913), в ноябре 1913 года, находясь в депрессии из-за романа с Брюсовым, застрелилась поэтесса Надежда Львова (8 (20 августа) августа 1891 — 24 ноября (7 декабря) 1913), зимой 1914 года, на следующий день после своей свадьбы, по причинам художественным и личным покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой, поэт, критик и теоретик русского футуризма, издатель, возглавлявший петербургское футуристическое движение Иван Игнатьев (7 (19) июня 1892 — 20 января (2 февраля) 1914), а 7 сентября этого же года ушел из жизни, повесившись в лесу около селения Бабки под Харьковом, украинский поэт Божидар (настоящее имя — Богдан Петрович Гордеев, 1894 — 1914).
Проститься с художником Всеволодом Максимовичем пришли его украинские земляки — поэт Дмитрий Петровский, старшая из сестер Синяковых, певица Зинаида Мамонова.

Историки резюмируют, что «при всей трагичности ухода художника из жизни, его смерть явилась исторически оправданной, поскольку символизм уже утратил свою силу и радикализм, уступив место новым художественным течениям, таким как неопримитивизм, кубизм и футуризм».

Послесловие

Основные живописные работы Максимовича были сохранены именно Надеждой Николаевой, единственной любовью художника. В 1925 году эти картины были куплены у неё сотрудником Всеукраинского исторического музея Ф. Эрнстом (ныне они находятся в Национальном художественном музее в Киеве).

Долгие годы после смерти Максимовича его работы были малоизвестны, имя художника тоже было придано забвению. Новое открытие украинского модерна и всплеск интереса к имени Максимовича произошли только в XXI веке (!!!), благодаря выставке «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910 — 1930», которая проходила в 2007 году в Чикагском культурном центре.

В материале использована информация из Википедии, статьи доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы Веры Терёхиной и статьи Джона Боулта в журнале «Наше Наследие» (2007, перевод с английского Б.Егорова).

Парашутов