Модест Данилович Сосенко

Уже то, что художника считают ярким представителем модерна, а он, в основном, занимался религиозной живописью, расписывал алтари и писал иконы, привлекло мое внимание. Информации, как обычно, о тех художниках, о которых хочу узнать побольше — «кот наплакал», хотя надо отдать должное — в Википедии представлена небольшая его биография.

«Спасли» меня источники на украинском языке — первая монография о Сосенко, написанная первым директором Национального музея во Львове И.Свенцицким и опубликованная в 1927 году в Праге (нашел электронное издание!) и большая подробная статья старшего научного сотрудника отдела украинского искусства ХIХ-ХХ вв. Национального музея во Львове имени Андрея Шептицкого Олеси Семчишин-Гузнер «Модест Сосенко и его наследие», опубликованная два года назад, к 135-летию со дня рождения художника. Переведя тексты с украинского языка, сформировал рассказ о жизни и творчестве Модеста Сосенко и теперь хочу познакомить вас с этим самобытным украинским живописцем. Увы, наглядная часть поста тоже очень скудна!

Модест Сосенко Автопортрет. 1915 г.

28 апреля 1875, село Пороги, Ивано-Франковская область — 4 февраля 1920, Львов
Украинский художник-монументалист, представитель мюнхенского Сецессиона и украинского модерна.

Модест родился в селе Пороги на Станиславщине (ныне Богородчанский район Ивано-Франковской области) в семье сельского священника Данилы Сосенко (1840-?) и его жены Анны Кисилевской, поэтому понятно обращение художника в будущем к религиозной живописи. Кроме него в семье уже росла сестра Миляна.

Учеба

После окончания реального училища в городке Станиславов Модест в 1896 году отправляется в Краков, где становится студентом отделения рисунка и живописи Академии изящных искусств.
Судя по всему, еще в старших классах реального училища юноша решил серьезно заниматься живописным творчеством. Художественное образование Модеста пришлось на возраст от 15 до 25 лет. Это был конец XIX — начало ХХ веков — период достаточно знаменательный в европейском искусстве и достаточно новаторский для искусства украинского. Это было время, когда Париж, являясь «главной лабораторией» новых направлений и течений живописи, распространял свое влияние на всю Европу. В Испании уже блистал Игнасио Зулоага (Ignacio Zuloaga y Zabaleta, 26 июля 1870 — 31 октября 1945), немецкие художники-модернисты считали своим идолом, неоспоримым гением и символом художественной глубины швейцарского живописца Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin, 16 октября 1827 — 16 января 1901).
В 90-х годах Краков тоже обзавелся своим «собственным Бёклиным», его имя было — Станислав Выспянский. Так называемая «выспянщина» царила в художественных кругах безоглядно и почти нераздельно, соперничая разве что с известной школой пейзажной живописи Яна Станиславского. Таким образом, Краков стал центром для молодых художников-славян, составив конкуренцию Петербургской Академии художеств, которую из-за ее приверженности академизму считали «беспросветной провинцией искусства». Поэтому украинская художественная молодежь потянулась за художественным образованием вместо Петербурга в Краков. К этой молодежи принадлежал и Модест Сосенко.
В Краковской Академии искусств юноша проучился четыре года, окончив учебу в 1900 году. Он освоил принципы новаторства Выспянского, изучал технику имрессионистских пейзажей Станиславского, в портретном жанре оказался под влиянием Теодора Аксентовича, судя по известной картине «Портрет дамы в черном».

Из Кракова Модест решил отправиться продолжать обучение в Мюнхен. В 1901 году он стал стипендиатом митрополита Андрея Шептицкого и поступил в Академию живописи в Мюнхене, где учился до июля 1902 года.

В этом же, 1902 году, Сосенко перебрался в Париж, где продолжил учебу в Национальной Академии искусств, в мастерской мэтра французской живописи Леона Бонна (Leon Joseph Florentin Bonnat, 20 июня 1833 — 8 сентября 1922). Бонна, как пишут историки, «своей крепкой рукой держал руль художественного корабля и сквозь все бури и невзгоды романтизма, плэнеризма, импрессионизма и других позднейших «измов» рулил по классическим заветам старого Энгра». Высокий авторитет художника и талант педагога оберегал студентов Бонна от легкомысленных модных увлечений. Современники вспоминали, что парижская художественная богема смеялась и издевалась над «отсталостью» студентов мастера, и требовалось мужество, чтобы не испугаться насмешек над «академизмом» мастерской Бонна.

Учась в парижской Академии, Сосенко, по словам И. Свенцицкого, освоил «гармоничную целостность линий рисунка и великолепную игру цветовых тонов». В Париже художник написал рисунок хоровода девушек в классическом стиле. По этому рисунку много лет спустя Модест создал большое полотно с танцующими в хороводе на лугу девушками, освещенными всходящей луной. Как нежный колорист, Сосенко писал в Париже женские портреты и обнаженную натуру, создал копии «Апостолов» Дюрера. Еще им создан ряд миниатюрных пейзажей, которые он потом искусно использовал в оформлении Василианского иконостаса во Львове и Волошской церкви.

Замечу, что за четверть века до Сосенко учеником Бонна был еще один украинец польского происхождения, его во многих источниках называют аристократом среди украинских мастеров живописи — граф Михаил Тышкевич (Michał Tyszkiewicz, 1857-1930). Творчество живописца требует отдельного исследования, но вкратце, все же, расскажу.

Тышкевич родился в семье предводителя дворянства Уманьского уезда графа Станислава Генриховича Тышкевича (13.4.1829 — 26.2.1872) и его жены Елены Колышко — Дени (1825-1892) и был младшим из трех братьев. Михаил окончил Петербургскую Академию Художеств, затем продолжил обучение в Париже у Бонна. Кроме того он был историком, основал фонд помощи литераторам и артистам при Варшавском Обществе изящных искусств.

24 сентября 1884 Михаил женился на Софии Челмицкой, которая родила ему двух сыновей — Ержи (16 октября 1886 — 18 февраля 1956) и Станислава (1887-1962), ставшего иезуитом и проведшего большую часть жизни в Ватикане. Михаил Тышкевич, будучи поляком, яростно отстаивал все украинское, поддерживал молодых украинских художников и пожертвовал в фонд Тараса Шевченко более 10 тысяч рублей. Он писал картины, подписывая их псевдонимом «Маляр Каленик», организовывал выставки, иногда участвуя в них сам. Как ни странно, будучи дворянином, революционные события 1917 года художник воспринял с энтузиазмом. Он с удовольствием принял предложение правительства Украинской Народной Республики, которое возглавил Симон Петлюра, стать послом в Ватикане. Этот пост Михаил занимал с 1918 по 1920 год, пока не увидел, что красивые идеи нового правительства, воплощенные в жизнь, зачастую принимают жестокие и уродливые формы. Из-за разногласий с Петлюрой Тышкевич был вынужден бежать в Польшу, где прожил в имении сына в городе Гнезно до самой смерти.

Львов

Вернулся из Парижа в Галицию художник в 1905 году, ставшим знаковым в его творческой судьбе.
Именно в этом году во Львове проходила I Всеукраинская выставка живописи, организованная живописцем Иваном Трушем и «Обществом любителей украинской литературы, науки и искусства». На выставке впервые прозвучало имя и Модеста Сосенко. Судя по отзывам, критика и зрители позитивно восприняли стиль его живописи. Уже тогда искусствоведы заметили тенденцию художника к соединению современных образов с элементами, характерными для древнеукраинской иконописи. К сожалению, почти все произведения, отобранные жюри для этой выставки, ныне потеряны.

Большую роль в жизни Сосенко играл его покровитель — митрополит Андрей Шептицкий, их связывали дружеские отношения. И дело не только в том, что митрополит оказывал финансовую поддержку Модесту в годы его учебы в Мюнхене и Париже. Высшее духовное лицо Львова искренне интересовался учебой Модеста и его достижениями, его взглядами на современный европейский художественный процесс и новые тенденции. Доподлинно неизвестно, но, скорей всего, именно Шептицкий финансировал путешествия художника в 1908 — 1913 годах по Италии и всей Украине.

В том же 1905 году митрополит заложил фундамент Церковного музея и привлек Модеста к работе над этим проектом. В 1907 году художник поселяется во Львове и официально становится работником нового музея. Ему поручены два ответственных участка работы: сбор новых экспонатов и реставрация памятников. Свою музейную деятельность Сосенко совмещает с активным самостоятельным творчеством.

Творчество

Сосенко считается одним из самых талантливых и ярких художников-монументалистов в области украинского сакрального и светского искусства начала ХХ века.
Историков удивляет работоспособность Сосенко протяжении 1907-1913 годов. Художник ездил по украинским селам в поисках интересных архитектурных памятников, росписей и икон, выполнял отделочные работы в ряде церквей родной Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областей, занимался реставрацией, писал много монументальных произведений светского и религиозного характера.
Для Украинского музыкального общества им. Н. Лысенко (ныне Музыкальное училище им. Н. Лысенко во Львове) художник создал росписи, отмеченные орнаментальным богатством, искусно вплетенными тематическими фигуративными изображениями, бережно подобранным богатым колоритом. Над этими росписями художник работал на протяжении нескольких лет, оставив немало живописных и графических зарисовок и набросков. Однако самостоятельно завершить работу из-за начавшейся первой мировой войны он не смог.

Но талант Модеста Сосенко не ограничивался лишь монументальными работами, он остается в истории украинского искусства одаренным живописцем и графиком, работавшим в разных жанрах — портрете, пейзаже, жанровой живописи, экслибрисе. Художник создал эмблему для Национального музея во Львове, которая является визитной карточкой этого учреждения и сейчас.

Среди известных работ Сосенко — пейзажи Парижа, Карпат и Южной Далмации, картины «Будуа в солнце» (1918) и «Ранняя весна в деревне» (1903), портреты Атанасия Шептицкого, Владимира Шухевича, «Портрет девушки» (1912) и «Автопортрет» (1915), жанровые полотна «Мальчик обедает», «Разговор», «Дети на заборе» (1913).

Религиозная живопись

После возвращения из Европы на родину Сосенко, как я уже писал, в основном, зарабатывал на жизнь церковной живописью. Но, стремясь к самостоятельному творчеству, он не копировал произведения древних западноукраинских иконописцев XVI и начала XVII веков, хотя тщательно их изучал, а превносил в оформление церквей свой личный стиль и манеру исполнения.

Сосенко был первым художником, который осмелился выступить с собственной современной системой отделки украинских храмов, в которой смело и с тонким художественным вкусом синтезировал византийские традиции, западноевропейские достижения, богатую национальную орнаменталистику и живописное направление стиля модерн. По архивным документам и литературным источникам художник выполнил иконостасы и росписи для 12 храмов Западной Украины. И это не считая его первой самостоятельной работы еще во время учебы в Мюнхене. В 1901 году Модест расписал святилище деревянной церкви святого Ильи в селе Яблуница Ивано-Франковской области (церковь не сохранилась). В 1910 году Сосенко обнаружил древние настенные росписи в церкви монастыря Святого Онуфрия в городе Лаврове в интересном и уникальном регионе Львовской области, который до сих пор называется Старосамборщиной.

Кроме того, Модест Сосенко — автор сборника «Украшения галицких рукописей XVI-XVII вв. Ставропигийского Музея», изданного в 1923 году.

К сожалению, сетуют историки, полностью оценить наследие Модеста Сосенко в монументальном искусстве нет возможности из-за активных военных действий на территории Галиции в первой половине ХХ века и известного отношения советской власти к религии вообще и к храмам в частности.

Авторские полихромические работы художника сохранились лишь в нескольких церквях — в храме Святого Михаила в селе Подберезцы возле Львова, церкви Святого Воскресения в селе Поляны возле города Золочева в Львовской области и церкви Успения Богородицы в пгт. Славское Сколевского района Львовской области. Напомню, полихромия (от греческих слов poli — многочисленный и chroa — цвет) — многоцветные росписи в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Церковь Успения Богородицы в Славском

Одной из самых известных работ Сосенко стало оформление церкви Успения Богородицы в пгт. Славское. Эта церковь была построена из камня при содействии тогдашнего священника Евстахия Качмарского в 1901 году, на месте разобранного годом ранее ветхого деревянного храма начала XVIII века. Церковь проектировал архитектор Василий Нагорный — один из самых популярных мастеров того времени в Галичине, который в селах Галиции возвел более 200 церквей. Естественно, новая постройка нуждалась в отделке интерьера.

Настоятель Е. Качмарский по совету митрополита Шептицкого к оформлению храма Модеста Сосенко, который к тому времени уже расписал церковь Святого Михаила в Подберезцах.

Художник начал работу в 1909 году, взяв себе в помощники молодого «малярца» Юлиана Буцманюка. Кстати, Юлиан стал своеобразным продолжателем дела Сосенко после его смерти.

Юлиан Буцманюк родился в 1885 году в семье сельского учителя. Вместе с другом-поляком ходил в художественную школу. В 1907 году настоятель храма в селе Конюхи Ксенофонт Сосенко пригласил 22-летнего художника расписать свою церковь. Он был поражен росписями и рассказал о юном таланте своему родственнику Модесту. Так Сосенко взял Буцманюка себе в ученики, Юлиан помогал мастеру расписывать церкви в Рыкове и костел во Львове. В 1910 году Буцманюк выполнил свой самостоятельный заказ — расписал часовню при храме василиан. А еще через два года при протекции Сосенко и финансовой поддержке митрополита Юлиан отправляется на учебу в Краковскую Академию. Дальнейшая яркая и сложная биография художника требует отдельного рассказа. Все закончилось тем, что в 1939 году, после начала Второй мировой войны, когда Львов отошел к СССР, Буцманюк, как ярый националист, был вынужден бежать. Войну он с семьей пережил в Кракове, затем переехал в Мюнхен, а 1950 году по приглашению епископа Нила Саварина переезжает расписывать украинский собор в канадском Эдмонтоне, да и остался там жить, организовал художественную студию, писал, творил и тихо умер в 1967 году в возрасте 83 лет.

Первый директор Национального музея во Львове И. Свенцицкий вспоминал о работе Сосенко в Славском: «Все богатство своего творческого духа, все умение рисовальщика и опыт орнаментатора, декоратора и колориста вложил он в эту церковь. Славское — одно из прекрасных мест Карпат, колыбель творчества и деятельности Корнила Устияновича, стало еще краше и богаче от таланта Сосенко».

Опять же, отвлекусь, чтобы рассказать вам о том, что Корнило Устиянович(22 сентября 1839 — 22 июля 1903) был известным живописцем и иконописцем, поэтом и писателем, общественным деятелем и редактором в Галиции в конце XIX-го века. Корнило был старшим сыном известного галицкого поэта Николая Устияновича, учился в гимназиях Бучача и Львова, а позже в Академии живописи в Вене. После учебы в Академии вернулся на родину, много ездил по Галиции и Буковине, расписывая церкви, рисуя иконы и иконостасы. Им написаны иконы для более 50 церквей, 15 иконостасов, 11 росписей, 7 декоративных панно. При этом художник активно занималсяся станковой живописью, писал стихи, прозу, драмы и статьи о галицком искусстве, редактировал и иллюстрировал юмористический журнал «Зеркало», работал сценографом в театре «Русская Беседа» во Львове (1878-83). Умер Устиянович в 1903 году в селе Долгое во время работы над иконостасом сельской церкви.

Надо отметить, что церковь в Славском пережила лихолетья первой мировой, а вот в 1944 году при бомбардировке села советскими войсками был серьезно поврежден купол и внутренний интерьер. После войны храм несколько лет простоял с пробитым перекрытием, пока не был произведен ремонт, но влага, природные осадки окончательно испортили росписи и иконостас. Первоначальный облик интерьера теперь можно увидеть только на старых сохранившихся фотографиях.

На этих фото как раз можно увидеть роспись разрушенной купольной части церкви, где композиционным центром являлся поясной лик Христа. Изображение закомпановано в круг, заполнено спиральным орнаментом, что создает иллюзию глубины. На фотографиях видно характерное для стиля Сосенко сочетание прорисованных реалистичных ликов с плоскостно-декоративной трактовкой одежд, нимбов и крыльев ангелов, а также активное использование орнаментов, напоминающих миниатюры древних рукописей и старопечатных книг, которые являются как разграничением отдельных регистров, так и усилением значимости фигур.

Как художник — модернист М. Сосенко мастерски оперировал богатством растительных и плетёнчатых орнаментальных мотивов. Характерной для художника является растяжка цветового спектра в орнаментах от холодных синих тонов через зеленоватые и нежно желтые до алых и пурпурных.

В 1960 -1970-х годах были проведены реставрационные любительские работы, после которых была сохранена лишь авторская композиционная система изображений. Купольная часть храма была полностью переписана, иконы в иконостасе повторяют авторский вариант, но с некоторыми отличиями, резное убранство иконостаса утратило свой первоначальный вид после покрытия масляной краской, которая глубоко впиталась в дубовую древесину.

Но при всем при этом, сегодня храм Успения Богородицы является одним из немногочисленных памятников Галиции, ярко показывающих тенденции галицкой школы церковного строительства начала ХХ века.

Храм Святого Николая в Золочеве

Одной из последних работ художника стали росписи и ряд икон для храмового иконостаса в церкви Святого Николая в Золочеве. Часть этих работ сейчас находится в Львовском музее истории религии.
Архитектурные формы церкви свидетельствуют о ее древнем происхождении, но и этот храм дошел до наших дней также с многочисленными перестройками. Одна из глобальных была проведена в начале ХХ века, когда настоятелем церкви в середине 1900-х годов был назначен священник Степан Юрик. Он провел очередную реконструкцию здания, частично изменив интерьер. Опять же, при содействии митрополита Шептицкого Сосенко в 1913 году получил заказ на выполнение росписей и поправок в древнем иконостасе. Художник реставрировал живопись на Царских Вратах иконостаса, полностью изменил иконы праздничного ряда, написав попарные образы украинских и славянских святых: Антония и Феодосия Печерских, Константина и Елены, Кирилла и Мефодия, князя Владими и княгини Ольги, придав работе яркие национальные черты.

Стены и своды храма художник покрыл росписями, причем готический звездный свод диктовал Сосенко специфическое композиционное решение. Стилизованный растительный орнамент насыщенной колористической гаммы «оплетает» стены и перекрытия, от свода переходит на алтарную часть и притвор, а на переходах между архитектурными элементами заканчивается геометрическими и плетеночными композиционными полосами. В святилище художник изобразил фигуры ангелов в движении.

В советское время храм был недействующим, здесь устроили музей атеизма. При этом, иконостас был демонтирован и выброшен на свалку. Музейные работники из Львова и некоторые местные прихожане спасли некоторые части иконостаса и сохранили до наших дней.

К сожалению, оценить работу Сосенко в церкви святого Николая сейчас невозможно. Ко времени капитальной реставрации церкви в 1999 году значительная часть живописи была потеряна — роспись на сводах и стенах повреждена влагой и плесенью, красочный слой с фигур ангелов в алтарной части осыпался. Поэтому сегодняшний презентабельный интерьер храма — это следствие реставрационных работ, которые напоминают работы Сосенко только композиционно.

Неизвестная икона

Не так давно в церкви Покрова в канадском городе Виннипеге была обнаружена икона «Покров Богородицы», написанная художником осенью 1912 года. Сияние за головой Богородицы постепенно распределяющееся на отдельные лучи, расходящиеся к краям полотна, создают выразительный декоративный эффект, присущий искусству модерна. Историки считают икону ярким примером синтезного композиционного типа, поскольку и женщина в группе коленопреклонных крестьян изображена в народном костюме, и на одной из девичьих фигур в нижней части иконы вышитая рубашка, да и в пейзаже, который окружает Богородицу, явно видна побеленная украинская «хата» (дом) с соломенной крышей. И. Свенцицкий в каталоге выставки Сосенко в Национальном музее в 1920 году писал, что «в левом углу художник изобразил себя в колинопоклонном положении с закрытым руками лицом».

История создания этой иконы такова.

Митрополит Андрей Шептицкий, с которым был дружен художник, в начале ХХ века вел активную миссионерскую деятельность зарубежом, куда эмигрировали многие украинцы. Получая многочисленные письма из Канады с просьбой прислать священников, Шептицкий в 1903 году направил туда святого отца В. Жолдака. В 1910 году в Монтреале был проведен Международный конгресс, в котором участвовал и владыка Андрей. Следствием встречи с канадскими епископами, пастырских визитов и участия в работе конгресса стала мысль о создании отдельной епархии и назначении епископа для многочисленной паствы восточно-славянских католиков. Этот вопрос был решен на обратном пути, на аудиенции в Ватикане с Папой Пием Х.

15 июля 1912 года епископом для Канады был назначен префект духовной семинарии, референт эмиграционных дел митрополии, отец Никита Будка. Уезжая на длительный срок за океан, новоназначенный епископ при содействии митрополита заказал художнику образ «Покров Богородицы», культ которой символизирует покровительство и защиту. Кроме того, исследователи жизни Н.Будки утверждают, что и для самого епископа этот образ был очень ценен: именно в день Покрова Божьей Матери он был рукоположен в священники, а через семь лет, опять же в этот день, позже, получил епископскую хиротонию. В своей первой проповеди в церкви Святого Николая в Виннипеге 22 декабря 1912 епископ заявил, что отдает свою епархию с полным доверием под Покров Богородицы. Икона первое время хранилась в доме епископа, а в 1926 году была перенесена в построенную в Виннипеге церковь Покрова Пресвятой Богородицы, как храмовая икона.

Последние годы

В 1914 году Сосенко совершил поездку в Египет и Палестину.
Во время первой мировой войны он был призван в армию (удивительно, что митрополит не сделал талантливому художнику «отсрочку»). С 1916 по 1918 год Модест находится на фронте в рядах австро-венгерской армии. Тем не менее, даже находясь на передовой, он продолжал активно работать, написав немало миниатюрных пейзажей Адриатического побережья и набросков карандашом и углем.

После войны Сосенко вернулся во Львов, но стал постоянно и серьезно болеть. И все же он продолжал творчески работать и даже принял участие в 1919 году в выставке современной галицкой живописи в Национальном музее Львова.

Митрополит поддерживал Сосенко и оставался его другом до последнего дня жизни художника. Модест Сосенко умер на руках Андрея Шептицкого в митрополитских палатах на горе Святого Юра во Львове 4 февраля 1920 года в возрасте неполных 45 лет. Похоронен художник на Яновском кладбище.

Согласно завещанию, все его произведения (около 100 работ), архив и личные вещи были переданы Национальному музею во Львове (который носит сейчас имя Шептицкого), где они хранятся до сих пор. Дирекция музея посчитала своим долгом осенью 1920 года организовать большую мемориальную выставку работ Сосенко.

Небольшая часть творческого наследия художника хранится в Львовской галерее искусств, Львовском музее истории религии, Коломийском государственном музее народного искусства «Гуцульщина», Ивано-Франковском краеведческом музее, музее на горе Святого Юра во Львове и многих частных коллекциях.
Именем Сосенко названа одна из улиц Львова. В 2000 году в Украине был выпущен почтовый конверт с маркой, посвященной художнику.

Источники:
Википедия, мои переводы статьи Олеси Семчишин-Гузнер «Модест Сосенко и его наследие» (апрель 2010) и брошюры И.Свенцицкого «Модест Сосенко» (Прага, 1927).

Парашутов