Визитной карточкой Харькова, по мнению искусствоведов, могли бы быть дома, построенные в стиле украинского модерна в начале XX века. Тогда наш город наравне с Киевом, Полтавой и Львовом был одним из четырех центров этого направления в зодчестве, рассказал… архитектор Игорь Лаврентьев. Первая столица уникальна тем, что до нынешнего времени здесь сохранилось полтора десятка домов, построенных в этом стиле, — больше, чем где-либо в Украине.
В отличие от помпезного московского и строгого петербургского, украинский модерн отталкивался от простоты деревянных строений, объясняет специалист. При этом львовский украинский модерн ни за что не спутаешь с киевским — он очень «немецкий», заметно влияние австрийской архитектуры, отмечает Лаврентьев. Больше всего украинских черт в полтавском модерне, это была самая колоритная из всех архитектурных школ. А киевский и харьковский стили похожи, как братья.
Отправной точкой для зодчих, которые возводили здания в национальном стиле в нашем городе, стали очертания сельских хат Харьковщины, Волыни и Подолья. А культурным центром, где кипела работа над созданием фирменного слобожанского стиля, был архитектурно-художественный кружок, которым руководил Сергей Васильковский.
Сказочный дом для живописцев
Самая яркая иллюстрация украинского модерна в Харькове — причудливое здание Харьковской государственной академии дизайна и искусств на Краснознаменной, 8 (дом пережил не одну войну, но своего облика радикально не изменил). Его построили для художественного училища всего за год до начала Первой мировой войны — в 1913-м — по проекту архитектора Константина Жукова. По замыслу автора, здание словно соткано из мотивов народного зодчества: необычная черепичная крыша, невероятно красочные майоликовые панно, щедро украшающие фасад сказочного дома. Своего предназначения храм искусства не менял — как почти сто лет назад, в нем и по сей день учатся студенты-художники.
К слову, это не единственный эксперимент Константина Жукова в стиле украинского модерна, который можно увидеть в Харькове. В Померках для помещика Кулижанского зодчий возвел в 1912 году красивейшую дачу (или, как принято было тогда называть, вакацию — место для отдыха и каникул). Но ярче всего Жуков «наследил» в Волчанске: построил земские школы, жилые дома и даже музей.
Здание БТИ строили для крестьян
Кто бы мог предположить, что такое учреждение, как Харьковское городское бюро технической инвентаризации или попросту БТИ, что на площади Розы Люксембург, 4, обосновалось в некогда…Крестьянском доме. Это здание в 1912 году по заказу земства возвел зодчий Борис Корнеенко, который, кстати, четырьмя годами ранее спроектировал знакомый каждому харьковчанину ломбард из красного кирпича (сегодня — Исторический музей).
Изящное строение БТИ, на фасаде которого красуется барельеф с ликом поэта Тараса Шевченко, действительно именовали Крестьянским домом, правда, почему, сегодня установить не удалось. В нем работала гостиница для приезжих, причем с приличной столовой, как водится, на первом этаже, и комнатой отдыха. Был ли 100 лет назад Крестьянский дом землянично-розовым, черно-белые фотографии тех лет умалчивают. Но вот причудливых узоров и лепнины, из которой уцелел лишь барельеф Кобзаря, харьковчане до революции и войны видели гораздо больше, отмечают историки.
Дворец для селекционеров
В 1909 году Харьковское сельскохозяйственное общество организовало селекционную станцию (сегодня это НИИ растениеводства, селекции и генетики им. В.Я. Юрьева). Ученые поручили возвести здание для селекционной станции на тот момент уже известным зодчим Здиславу Харманскому и Евгению Сердюку. Здание на Московском проспекте, 142 строили четыре года — с 1909-го по 1913-й — и, несмотря на сельскохозяйственное назначение, дом вышел на диво изящным. У него приметная, с уступами крыша, и словно скошенные по углам окна — прямо не институт, а дворец. К слову, тот же Сердюк построил в Славянске очень приметное здание: в прошлом — дом купеческого собрания, а до недавних пор — ДК им. Ленина.
Украинский модерн споткнулся на жилых домах
Хотя модерн, а тем более изысканный украинский, совершенно не прижился в обычных жилых домах (завитушки, неповторимые, но малофункциональные трапециевидные оконные рамы плохо вписываются в быт), в Харькове все же можно увидеть несколько строений, в которых и по сей день варят борщи и видят сладкие сны.
Два доходных дома в национальном стиле украшают сегодня Полтавский Шлях, а некогда — улицу Екатеринославскую. Доходными назывались дома на несколько квартир — от 2 до 100, — которые владелец строения сдавал жителям на месяцы или даже годы. Дом № 67 по Полтавскому Шляху в 1912-м построили уже известный Сердюк на пару с коллегой Гоможенко. Ровесник этого дома, который возвели в том же году, тоже доходный, но уже другого владельца, купца Попова, стоит несколькими кварталами выше и на противоположной стороне — Полтавский Шлях, 46. Серый красавец на восемь квартир и сегодня способен изумлять, причем вопреки своему обветшалому виду. Его автор — известный харьковский зодчий Тимошенко, по проекту которого в 1914-м построили доходный дом на четыре квартиры на Плехановской, 29. Уникальность этого здания — в том, что его фасад не перегружен народным орнаментом и лепниной, точнее их вообще нет. Но настоящее украшение строения — многочисленные окна.
– Здесь шесть разных видов окон — маленькие, длинные, двойные, и на них строится вся композиция. Строгий, но очень красивый дом, — поясняет Игорь Лаврентьев.
Изюминкой украинского модерна остается доходный дом приказчика Бойко — «шкатулочка» на Мироносицкой, 29, о которой «КП» уже писала. Здание, построенное по проекту архитектора Тимошенко, лестничная площадка которого расписан Самокишем и Васильковским, очень напоминает доходный дом на Полтавском Шляхе, 46, только чуть ниже.
Рабочих ХТЗ поселили в красные домики
Хотя эра украинского модерна была недолгой — всего какие-то десять лет, в середине 20-х годов прошлого века вдохновленный изящными работами коллег по цеху известный архитектор Виктор Троценко проектирует и возводит целый коттеджный городок для рабочих Харьковского тракторного завода в районе Московского проспекта. Всего в те годы между Московским проспектом, улицей Металлиста и Спортивным переулком построили 36 аккуратных двухэтажных домиков с заметными алыми крышами и уютными верандами. Впрочем, внешним обликом зданий новаторство не закончилось. Кирпичные строения с трехкомнатными квартирами в 1924 году были настоящей революцией для Харькова, особенно если учесть, что большинство рабочих ютилось в коммуналках. Сегодня большинство этих строений либо чудовищно, до неузнаваемости перестроено, либо в обветшалом состоянии. Впрочем, если вы свернете сразу же за универмагом «Харьков» на Байкальский переулок, то увидите три уцелевших дома в первозданном виде — в одном из них сейчас располагается музей певицы Клавдии Шульженко.
Ольга Якушко